Grzegorz (grzegorz) wrote,
Grzegorz
grzegorz

Categories:

Джеймс Бьюкенен Дюк: отец современной сигареты

Джеймс Бьюкенен Дюк

Джеймс Дюк - любитель сигар, который изобрел сигареты

Этот предмет выглядит невинно - белая палочка длиной 8 см и шириной как детский палец, - но репутация у него страшная. Кто же изобрел сигарету, и насколько этот человек ответственен за миллионы смертей из-за курения?

Американский хирург Элтон Окснер вспоминает, что в 1919 году, когда он учился в университете, его группу послали посмотреть на вскрытие пациента, который умер от рака легких. Считалось, что за время обучения студенты могут и не увидеть второго такого случая - столь редкой была тогда эта болезнь.

По состоянию на 2000 год от нее уже умирало 1,1 млн человек в год, причем в 85% случаев прямой причиной рака было курение.

"Сигарета - наиболее смертоносный артефакт в истории человеческой цивилизации, - говорит Роберт Проктор, исследователь из Стэнфордского университета. - В ХХ веке от нее умерли около 100 млн человек".

Джордан Гудмен, автор труда "Табак в истории человечества", говорит, что как историк он обычно опасается обвинять конкретных людей, "но когда речь идет о курении, я могу с уверенностью утверждать: за появление сигареты в ХХ веке ответственность несет Джеймс Бьюкенен Дюк, также известный как Бак Дюк".


Последний не только принимал участие в ее создании, но и разработал системы маркетинга и сбыта, благодаря которым сигареты завоевали все континенты.

В 1880 году 24-летний Дюк начал работать в области производства готовых сигарет, которая в то время была лишь нишей табачного бизнеса. Сотрудники его небольшой фирмы, расположенной в Дургеми, Северная Каролина, скручивали сигареты вручную и закручивали концы так, чтобы табак не высыхал и не высыпался.

Через два года Дюк увидел возможность развития. Он познакомился с молодым механиком Джеймсом Бонсаком, который носился с идеей механизировать производство сигарет. Дюк был уверен, что людям понравятся аккуратные, ровненькие палочки, сделанные машиной.

Сигаретная машина Бонсака совершила переворот в табачной промышленности.

Сигаретная машина Бонсака

"Она скручивала, по сути, одну бесконечную сигарету, а вращающиеся ножи нарезали ее на куски нужной длины", - рассказывает Роберт Проктор. Открытые концы пропитывали разными добавками: глицерином, сахаром, патокой - "чтобы добавить вкуса", а также химикатами, чтобы табак не высыхал.

Свободу женщинам! (1929)

Свободу женщинам!

Доктор Роберт К. Джеклер из Медицинской школы Стэнфордского университета объясняет, как в начале ХХ века втягивали в курение женщин.

Перед производителями сигарет стояла проблема. Они не могли напрямую призывать женщин курить. Сначала нужно было изменить общественные убеждения.

Женщина, которая курила на улице, ассоциировалась с проституткой. Порядочная женщина вообще не имела права курить на людях.

AmericanTobaccoCompany

наняла специалиста по пиару Эдварда Бернейса - племянника Зигмунда Фрейда, чтобы он разработал положительный образ женщины-курильщицы.

В 1920-х, например, компания наняла группу молодых женщин, которые прошлись по улицам во время Пасхального парада, держа свои "факелы независимости" - сигареты.
Так сигареты стали символом женской эмансипации.

Но технологические проблемы были не единственными, стоящими перед Дюком. В то время как его работницы вручную изготавливали около 200 сигарет за смену, новая машина выдавала партию в 120 тысяч штук в день. Или одну пятую от того, что выкуривали по всей Америке.

"Он делал больше сигарет, чем мог продать, - рассказывает Гудмен. - И ему надо было придумать, как расширить рынок".

Ответ крылся в сфере рекламы и маркетинга. Дюк спонсировал лошадиные бега, бесплатно раздавал сигареты на конкурсах красоты и размещал рекламу в новомодных глянцевых журналах. Также он понял, что не менее важны, чем сами сигареты, коллекционные карточки, вложенные в пачку. Только в 1889 году предприниматель потратил 800 тысяч долларов (25 млн на нынешние деньги) на маркетинг.

Бонсак сохранил патент на скручивающую машину за собой, но поскольку Дюк помог ему усовершенствовать изобретение, инженер в знак благодарности дал ему 30%-ную скидку на право пользования патентом.

Своим первым успехом Дюк обязан именно этому преимуществу, а также энергичному продвижению продукта. Как он и предполагал, людям понравились заводские сигареты. Они выглядели современно и были более гигиеничными, чем сигары, загрязненные руками и слюной работников, - это специально подчеркивалось в одной из рекламных кампаний.

И хотя объемы продаж сигарет в США за 15 лет выросли вчетверо, на рубеже веков этот рынок все еще оставался нишевым: табак преимущественно жевали или курили через трубки и сигары.

Дюк, который сам предпочитал сигары, понимал, что следует продвигать курение сигарет в местах, где сигары не приветствуются, например, в гостиных и ресторанах. Также они идеально подходили для рабочих перерывов: их легко было зажечь и они не гасли - в отличие от трубок. Словом, сигарета лучше подходила ритму жизни современного города.

"Сигареты курились совсем по-другому, - рассказывает Проктор. - Кроме того, они были слабее, и ужасная ирония кроется в том, что люди очень долго считали сигареты менее вредными, чем сигары. Это же только сигаретка - "маленькая сигара", думали они".

Табак и рождение глобализации

Говорят, как-то Бак Дюк подошел к карте мира, показал на Китай и сказал: "Вот где мы построим свою империю!"

Эту задачу он поручил Джеймсу Томасу. Пока компанию не выставили из страны в 1952 году, доля
BritishAmericanTobacco
на китайском рынке никогда не опускалась ниже 50%. Зарплата Томаса в 1912 году превысила 60 тысяч долларов (1,4 млн на современные деньги).

По словам Говарда Кокса из Вустерского университета, Томас был одним из первых западных менеджеров, которые поняли специфику китайского бизнеса, основанного на личных связях и взаимных услугах.

Сначала сигареты завозили из США, но вскоре компания начала открывать заводы в Китае. По мнению Кокса, этот экспорт производства, а не продукта, ознаменовал переход от колониальной торговли в эпоху глобализации и транснациональных корпораций.

На Томаса работали не только американские менеджеры по продажам. Он также основал ряд совместных американо-китайских предприятий, которые занимались сбытом. Эта стратегия стала нормой для всех международных фирм, пытающихся попасть на китайский рынок.

Сегодня мы знаем, что на самом деле сигареты вызывают значительно более сильную зависимость. Также они опаснее тем, что курильщик вдыхает дым в легкие, что нетипично для курения сигар. Но связь между курением и раком не понимали до 1930-х годов, ее научно установили лишь в 1957 году в Британии и в 1964 году в США.

Более того, сигареты называли полезными для здоровья. До 1906 года они считались лекарственным средством: их выписывали от кашля, простуды и туберкулеза (болезни, которую Всемирная организация здравоохранения сегодня ассоциирует с табакокурением).

В начале 1900-х годов существовало антисигаретное движение, но оно выдвигало не столько медицинские, сколько моральные возражения. То, что все больше женщин и детей начинали курить, расценивалось как упадок общественной морали. Между 1890 и 1927 годами сигареты были запрещены в 16-ти штатах США.

Взгляд Дюка обратился к зарубежным рынкам. В 1902 году он основал компанию British American Tobacco, которая стала конкурировать с британской Imperial Tobacco. Дизайн упаковок и маркетинг для заокеанских потребителей несколько изменили, но сигареты были одни и те же. За 10 лет до появления легендарного "Форда Т" Дюк уже имел свой глобальный товар.

"Его сигареты выглядели одинаково, - рассказывает Гудмен. - Пионером глобализации, символом которой являются "МакДональдс" или "Старбакс", был Дюк со своими сигаретами".

Глобальное распространение сигарет продолжается и сегодня. Хотя в богатых странах курят все меньше, спрос на них в развивающихся странах растет ежегодно на 3,4%. А значит - растет и общее мировое потребление сигарет.

ВОЗ предупреждает, что если не предпринимать никаких мер, от болезней, связанных с курением, в течение следующих 30 лет умрет 100 млн человек - больше, чем от СПИДа, туберкулеза, автомобильных аварий и самоубийств вместе взятых.

Но можно ли обвинять в этом Бака Дюка? Наконец, производители никого не заставляют брать в руки сигарету.

В статье, опубликованной в журнале "Тобакко контрол" Роберт Проктор утверждает, что люди, которые работают в табачной сфере, все же несут определенную ответственность. "Мы должны понять, что реклама табака, магазины, аптеки, которые продают сигареты, - это также канцерогены. Рак вызывают и менеджеры табачных компаний, художники, которые разрабатывают дизайн упаковок, пиарщики и рекламисты, которые пропагандируют курение", - считает исследователь.

Истцы, которые судятся с "табачными корпорациями", часто приводят тот аргумент, что производители сигарет знали о вреде своего продукта, но скрывали ее. Но это не касается Бака Дюка, который умер в 1925 году.

"Я не хотел бы обвинять конкретно его в распространении сигарет, - говорит биограф Дюка Боб Дурден, который часто подчеркивает положительные черты предпринимателя. - Он был очень трудолюбивым и любил свою работу".

Тем, кто и далее не симпатизирует Дюку, стоит обратить внимание на его хорошие поступки. Он пожертвовал более 100 млн долларов дургемскому Тринити-колледжу, который в 1924 году переименовали в Университет Дюка (в честь Джеймса Бьюкенена и его отца Вашингтона).

Но если бы не Бак Дюк, возможно, американцы еще до сих пор жевали бы табак. И земля у современных спортбаров была бы заплеванный темной жвачкой.

По мнению Гудмена, мир неизбежно следовал к механизации сигаретного производства. Скручивающую машину разрабатывал не только Бонсак, и если бы Дюк не ухватился за него, это сделал бы другой бизнесмен.

"Я думаю, он был неким героем-преступником. Героем в том смысле, что он гениально разбирался в рынке, в человеческой психологии, ценообразовании и рекламе. В этом смысле он не был злодеем", - говорит Гудмен.

И все равно - какими бы ни были достижения Дюка в сфере массового производства и глобализации, они омрачаются неоднозначной ролью, которую сыграло его творение.

"Он научил мир курить сигареты, - утверждает Гудмен. - А это - проблема века".


http://www.bbc.com/ukrainian/ukraine_in_russian/2012/11/121115_ru_s_cigarettes_james_duke.shtml


Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo grzegorz january 1, 2016 21:38 2
Buy for 50 tokens
место для пиара и все такое :)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments