Grzegorz (grzegorz) wrote,
Grzegorz
grzegorz

Categories:

Евгений Головин: "Никогда чтение книг ни к чему ни приводит, кроме накопления эрудиции"

Originally posted by philologist at Евгений Головин: "Никогда чтение книг ни к чему ни приводит, кроме накопления эрудиции"
Первая часть беседы писателя, переводчика, философа, алхимика Евгения Головина (1938-2010) с Радой Анчевской, 11 февраля 2002 года. Интервью было взято для радиопрограммы "Живой город", выходившей на "Говорит Москва".



РА - под вашей фотографией много слов - маг, основатель новой традициии и так далее - прокомментируйте эти слова, пожалуйста.

- Это просто какое-то странное высказывание, которое очевидно ко мне отношения не имеет, потому что я просто достаточно скромный любитель алхимии и герметики, магии и мистики. Я, правда, увлеченный человек, но сказать что я открыватель новых горизонтов - это невозможно, потому что в герметике ничего нового нельзя просто открыть. Другое дело, что можно открыть просто новые условия для занятий алхимией вообще и герметикой в частности. Новые условия, которые абсолютно необходимы, так как мы живем в очень странную и совершенно непонятную, с точки зрения жизни на земле, эпоху. Поэтому, сказать что я какой-то открыватель и начинатель - просто невозможно. Поэтому, я даже и не знаю кто такие слова мог написать. Потому что я просто скромный искатель такого рода горизонтов.

РА - Вы пишете, что есть человек и люди. У меня всегда было деление личность и индивидуальность. То есть, существует особь, которая чем-то отличается от остальных и уже хорошо, что отличается. Но отличие, оно скорее внешнее; и есть личность с развитым духовным стержнем.

- Это в обще-то правильное деление. Только принято делить несколько иначе. Индивидумом, индивидуальностью называют как раз человека. А индивидумами могут быть люди - то есть человек в его социальном аспекте, в его встречах и контактах. Индивидумом, индивидуальностью может быть человек, а личностью - как раз люди, то есть человек в его социальном аспекте : в его встречах, в его контактах с людьми. Словом, когда человек живет в социуме, он может быть личностью, а может быть безличностью. Может быть посредственным человеком, а может быть выдающимся. Но он все равно личность, потому что он живет в социуме. Что касается слова индивид, то оно гораздо важнее для людей, которые занимаются альтернативными дисциплинами - магией, мистикой, алхимией и прочим. Потому что в переводе, "индивид" - будет "неделимый" - это значит, что этот человек не делится на человека индивидуального и человека социального, то есть, конечно, он, в известной степени, участвует в жизни социума и свою личность проявляет в этом самом социуме, но это не главное далеко в его жизни. Главное для него быть индивидуумом. То есть, в известном плане между ним и социумом есть определенная граница, через которую он не переступает. Это очень важное условие для изучения таких наук как магия или алхимия.

РА - Но это же важное условие просто для нормального функционирования человека, чтобы он жил и не растворялся в толпе.

- Все это правильно, но это только предварительный этап. Конечно плохо растворяться в толпе, особенно в наше время, когда толпа суть играет главную роль в нашей жизни и куда бы мы ни пошли, где бы мы ни работали - нас всегда окружает толпа. Можно эту толпу разделить на группы, на какие-то организации, на какие-то мафии, и прочее, и прочее... Дело в том, что если раньше толпа была достаточно серой массой (допустим в 19 веке, когда было сословное общество), то сейчас, когда нет сословий, как таковых, толпа разделяется на массу категорий: самых странных, самых мрачных, иногда. Поэтому вопрос индивид и толпа сейчас резче, чем в какое-то другое время стоит. Дело в том, что почему я подчеркиваю, что очень важно развивать свою индивидуальность когда занимаешься условно говоря ( я не люблю этого слова) оккультизмом или магией. Скажем шире: почему обязательно нужно культивировать свою индивидуальность, именно для того, чтобы не давать себя контаминировать, не давать растворяться своей душе в этой внешней социальной жизни, которая с точки зрения магии не стоит ничего. И в данном случае, не имеется в виду, что индивидуум должен быть таким одиноким человеком и жить очень одиноко - это совсем не обязательно. Как вы понимаете, можно быть одиноким в какой угодно толпе и даже в часы пик чувствовать себя до крайности одиноким. Дело не в этом. Дело в том, что проблема индивида, в данном случае я подчеркиваю почему она так важна, дело в том, что индивид может открыть для себя мир совершенно заново и посмотреть на мир совершенно иными глазами, чем на него смотрят остальные люди. В этом смысле я подчеркиваю индивида.

РА - Подчеркивание того, что вся социальная жизнь ничего не стоит - это фундамент любой религии...

- Все это верно, но и религией, в том числе, можно по-разному заниматься. Можно заниматься активной пропагандой религиозных доктрин и быть публичным лектором, теологом или священником. И в этом смысле, он все равно работает с массой и его можно назвать словом "личность". То есть, это может быть хороший священник или плохой. Хороший теолог или плохой. Дело в том, что он не открывает для себя мир так, как его открывает маг. И дело вот в чем - кем бы мы ни были по профессии, кем угодно, практически. Если у нас есть профессия - мир для нас в значительной степени закрыт. Ну представьте себе, что нужно для занятий магией вообще и точнее, для занятия магией натуральной. Индивид, его окружает сфера - сфера пространства и времени, которая принадлежит только ему. Вот представьте себе эту сферу - 360 градусов вокруг вас и вы центр, чтобы легче понять это, приведем знаменитый образ Парацельса : Парацельс сказал, что человек есть зернышко, а вселенная, вокруг него, есть мякоть яблока или яблоко. В этом высказывании понятна вот какая вещь, что его индивидуальный мир при условии его активизации как индивида, вырастает вокруг него и ограничивается его собственной сферой, в которую он, в принципе, никого не пускает. В этом смысле, человек должен быть свободен - свободен делать все что ему угодно. Вы не согласны ?

РА - Абсолютно согласна. Это принцип отшельничества. В большей степени, конечно, восточного.

- Здесь есть такая разница - отшельник, в принципе, в том сравнительно убогом нашем понимании : мы же не знаем, в сущности, как живут истинные отшельники - по нашему представлению, это человек, который занят моноидеей. Он занят своим Богом, он занят молитвами, он занят постами, он, в принципе, не обращает особого внимания на внешний мир. Маг - это другое дело - он должен постоянно изучать внешний мир, но тонкость тут такая - он должен изучать его не как ботаник, не как зоолог, не как натуралист. Он должен его поначалу созерцать и забыть все, чему его, допустим, учили в школе или в институте. Если вы по профессии являетесь зоологом или орнитологом, вы должны для того, чтобы жить с птицами и зверями в лесу, например, или жить с растениями и деревьями - забыть абсолютно все, что вы на эту тему когда-то учили. Это необходимое условие и это очень трудно потому, что это тяжелая работа - избавиться от предварительного знания, от предварительных впечатлени, прошедших уже через фильтр определенной специальности. Именно так и только таким образом, можно стать человеком, который хочет изучить натуральную магию.

Представим себе, что мы идем в лес и станет понятно, что я имею в виду под свободой - мы идем в лес, но не с какой-то практической целью : не собирать грибы, не вырубать деревья, не собирать ягоды. Мы просто идем в лес. На такую совершенно нейтральную прогулку. Допустим, садимся на пенек и смотрим такую вещь : что тяжелый и очень красивый шмель вдруг сел на одуванчик и качается на нем. Если мы энтомологи, то есть занимаемся насекомыми, нам будет понятно, что шмелю нечего делать на одуванчике - там практически, а ведь мы ко всей окружающей природе прежде всего проецируем на нее свой собственный практицизм, мы думаем, что звери такие же практики как и мы, что они заняты исключительно поиском еды, что шмель там начинает пить нектар с каких-то цветов, и так далее, и так далее, что пчела, тоже очень деловая и понимаете, что я имею в виду под предвзятостью, так вот этого предвзятого отношения не должно быть. То есть, мы должны идти в лес, без всяких мыслей, без всяких практических целей - мы просто идем для того, чтобы научиться созерцать и когда мы смотрим почему шмель, которому практически нечего делать на одуванчике, почему он продолжает качаться, почему он продолжает на него сердиться, а потом, раз и перепрыгивает с него на какой-то другой цветок, а потом - раз и вообще взмывает вверх.

Мы понимаем ,что шмель умеет играть, что он любит играть что у него с одуванчиком, который практически не имеет к нему отношения, свои собственные разговоры. Вот с чего начинается натуральная магия. Мы начинаем понимать, что в окружающем мире связи очень непонятные, очень странные и совсем не ограничиваются связями практическими, то есть пчела - цветок, потом улья, потом мед и так далее... Мы должны действительно увидеть в природе, а сейчас, мы говорим о живой природе, элемент игры, которая на взгляд, так сказать, натурального мага, есть главное, то есть, имеется в виду, что и животные, и птицы, и насекомые совсем вот не думают о завтрашнем дне. И всякие такого рода басни как "Стрекоза и Муравей" или как она называется у Лафонтена (это Крылов перевел ее как "Стрекоза и Муравей") она называется "Кузнечик и Муравей" - потому что там, по логике басни, понятно, что речь идет о кузнечике. Когда баснописец учит нас мудрости муравья, говорящего, что ты такая-сякая, лето красное пропела, а теперь вот тебе есть нечего - все мы привносим в природу то, что в ней просто не существует.

Мы привносим в природу наш узкий, прагматический, дикий взгляд на вещи - я имею в виду наш, потому что я имею в виду конкретно наше время и конкретных людей, которые нас с вами окружают, и, в известном смысле, и мы такие с вами. То есть, все эти выражения - забота о завтрашнем дне, о том, что люди никогда не живут настоящим моментом - они живут либо вчера, когда они отдыхают, год назад, когда они что-то вспоминают, либо они строят планы на следующий день, на следующий месяц, или думают что с ними будет, когда они закончат такое-то учебное заведение или их выгонят с работы - что будет дальше. То есть, что получается, получается что настоящий момент постоянно ускользает из их внимания. Они не живут настоящим моментом и когда я говорю, что надо вот так вот ходить на прогулки, я имею в виду, что именно такого рода упражнения, помогают жить настоящей секундой, которая не знает прошлого и не знает будущего и только тогда мир становится открыт, а не закрыт как он обычно бывает.

РА - Отдельные христианские личности видели все же игру в мире - Франциск Ассизский, например. Проповедовал птичкам и учил тому же последователей.

- Да он проповедовал птицам, но не будем его брать, как христианского святого. Очевидно, что этот человек - Францисск Ассизский - был хорошо подготовлен к божественному созерцанию. Божественное созерцание - это не значит, что созерцаешь Бога - это именно созерцание этой настоящей секунды. Наверное, этот человек прежде чем проповедовать птицам, немножко изучил жизнь этих птиц и жизнь леса вообще. Также как я говорил про шмеля с одуванчиком, также можно изучать и жизнь птиц. Вы тоже ходите прогуливаетесь по лесной тропинке. Вот две птицы - они очень красиво поют. Они друг друга не любят. Обычно рядом никогда не гнездятся. Всякий орнитолог всегда ждет, что они начнут ссориться. Иногда же они начинают дуэт - очень необычный. Это очень похоже на любой оперный дуэт. Представляете себе любую оперу Пуччини, где две женщины спорят либо за своего возлюбленного, либо еще за что-нибудь. Начинается очень забавный дуэт, в котором интонации могут быть самые разные и резкие и совершенно вкрадчивые и все что угодно. С этого начинается, то что в герметике называется языком птиц. И ваш пример про Францисска Ассизского говорит только о том, что Францисск Ассизский знал этот язык. Это в магии очень высокая ступень постижения. Следовательно, это пример удачный, потому что мы можем совершенно не знать Францисска Ассизского, как христианского святого, но что очень характерно для него и чем христианские святые совсем не страдали, это знание природы в этом настоящем конкретном моменте.

РА - Здорово! Для меня как раз магия всегда была воплощением прагматизма. Маг же он все время чего-то хочет добиться, обратить некое природное движение в свою пользу.

- Как я уже сказал в начале, для того чтобы учиться магии надо прежде всего учиться быть индивидумом. Учиться быть полностью отграниченным от людей и их интересов. Если вы замечали, что магия имеет практическое применение, то все на свете может иметь практическое применение. Если вы пишете стихи, то вы можете положить их в стол и читать только самому себе и друзьям, но вы можете напечатать и получить за это деньги. То же самое с магией - хорошо зная так называемую вегетативную магию, вы можете приготовить какое-то эффективное лекарство. Другой вопрос, как вы им будете распоряжаться. Всякое практическое применение - это выход во внешний мир, но он необязателен. Вы можете приготовить определенный фильтр. Фильтром в магии называется напиток или мазь, которой пользуют от всякого рода заболеваний. Но совсем необязательно, что вы пойдете это продавать и дадите обьявление в газете. Не надо путать магию с тем применением, которое не только магия, но и все на свете может иметь. Вы можете быть финансистом, но только для себя. Вы можете заработать массу денег, положить их в стол и запереть на ключ. Сказать : очень хорошо, теперь я забуду про эти деньги и пойду зарабатывать другие. Даже такая невероятно практическая вещь как деньги, может не иметь ни малейшего практического применения.

РА - Когда я читала одну из Ваших статей, у меня произошла в голове серьезная перестановка терминологии : Вы пишете о пренебрежении конкретным ради абстрактного. Забавно то, что я всю жизнь считала абстрактное - высоким и прекрасным - как "абстрактная идея" - это хорошо, а конкретное - это мысли о завтрашней зарплате.

- Понимаете, любая человеческая беседа грешит одним главным недостатком - когда мы употребляем те или иные слова - мы зачастую просто не понимаем что они значат. Вот вы говорите слово "конкретный", "конкретика", но дело в том, что в переводе с латинского - это будет пересечение в виде креста. Вот буквальный перевод - по латыни, это звучит "конкрескор". То есть, представляете что вы что то пересекаете - допустим вы переходите улицу во время автомобильного движения. Это опасно, но вы ее переходите и это называется конкретное действие. То есть, вы по вертикали переходите через горизонталь улицы, понимаете что такое конкретное, но это не обязательно так . Конкретное - все что привлекает ваше внимание. Чем больше нечто привлекает ваше внимание, тем более вы это конкретно понимаетете. +Абстрактное+ - если мы переведем с латыни как +абстрактум+ - это означает, что мы поворачиваемся к чему-то спиной, то есть мы не хотим с этим встречаться. И тогда беседа приобретает иной характер. Человек, который хочет жить конкретно, он не боится ничего. Он идет совершенно смело против этих препятствий и тогда действительно у него нет отвлеченных идей. Переведем слово абстрактный его третьим значением - отвлеченный.Что это значит? Что вы как бы отворачиваетесь от этой конкретной действительности. Не в смысле как от действительности, а от тех препятствий, от тех трудностей, которые она вам представляет и вы делаете схему. Вы на многое не обращаете внимания и говорите - так, это ко мне лично не имеет отношения. Вот когда вы так говорите - вы живете абстрактной жизнью. Когда, напротив, вы идете и не боитесь никаких трудностей - скажем, если пример про лес привести - вы идете в лес и не боитесь что вас искусают комары или когда вас укусил комар, вы не сердитесь на него, а начинаете думать - вот какая же, черт возьми эта комариная жизнь, вот тогда вы живете конкретной жизнью!

РА - Спасибо! Про Вас пишут что Вы привнесли в Россию идеи европейского традиционализма.

- Россия страна непонятная и абстрактное западное мышление здесь не проходит. Здесь было много людей, которые старались перевести западный эзотерические доктрины на наш язык. Я помню, когда я начал заниматься всеми этими вещами - было мне лет 16-17 и знал я тогда всего только два языка. И я понял, что я должен изучать языки сам - иначе я ничему не научусь. И я понял, что ужасающие переводы на русский язык ничему не учат - они только уводят абсолютно в другую сторону. На мой взгляд, нельзя читать ни одного автора в переводе и это магическое отношение к языку. Спасибо западным странам, они нас научили - принято считать что язык - это знаковая система, такая же знаковая система как дорожные знаки движения. То же самое - более антимагического подхода к языку нельзя себе найти. В этом смысле, мы не можем ничего читать в переводе - даже Диккенса. С одной оговоркой - есть очень хорошие переводчики, которые делают очень хороший текст.

Мы понимаем сюжет, но мы ничего не понимаем в писателе - в творческом лице, что касается поэзии, то вы со мной легко согласитесь, что ее читать в переводе просто невозможно. А все что касается таких вещей как магия, алхимия, герметика, то, к сожалению, и это обьективная трудность - необходимо изучить определенные языки, для того, чтобы читать в оригинале того же Рене Генона. У меня была другая ситуация - я не принадлежал к числу молодых людей, которые, устав от советской тягомотины - от марксизма, от прочих вещей, бросились, буквально бросились в альтернативные дисциплины. Все понимали, что марксизм - это плохо и скучно и все понимали что магия, эзотерика и прочее - это очень хорошо. Я начал теоретически заниматься этими вещами, проведя более года с двумя ведьмами и когда я увидел некоторые конкретные вещи, в том смысле слова "конкретное", которое мы с вами оговорили. Мне именно тогда, когда я увидел вещи и ужасные и очень любопытные, тогда мне захотелось почитать книги, что же написано на эту тему в теории. Более того, эти практические занятия дали мне направленность в изучении такого рода наук, то есть я не стал читать все подряд и не стал делать туманные выводы о том, что с помощью магии я могу приобрести определенное могущество и могу свою карьеру сделать с помощью магии.

Что я могу, допустим, подчинить себе другого человека или, допустим, мне нравится какая-нибудь девушка и с помощью натуральной магии.... Все эти глупости надо сразу отмести, и на мой взгляд - я говорю только о себе - на мой взгляд, лучше всего заняться практикой, то есть пожить в деревне у каких-то любопытных старух, у каких-то любопытных стариков. Именно в такой конкретной жизни, можно чему-то научиться. То есть, они меня научили хотя бы ходить в лес, хотя бы слушать птиц, хотя бы смотреть на то, как живет муравейник не с точки зрения энтомолога, а с точки зрения обыкновенного человека. Главное в магии, забыть что ты человек, что ты царь природы и прочее, и прочее... Вы же сами понимаете, до чего этот самый царь природы эту природу довел. Конечно, надо сразу себе представить, что ты звено в живой цепи природы и только тогда можно приступить к столь опасной вещи, как книги по алхимии, по эзотеризму, по традиции.

РА - Можно ли выучиться по книгам? Или, по иному - может ли определенное количество прочитанных алхимических трактатов привести к внутренней трансформации человека?

- Насколько я знаю людей и читал о людях - никогда чтение книг ни к чему ни приводит, кроме накопления так называемой эрудиции. Поэтому, само чтение книг, вещь до крайности опасная, я хочу вспомнить, как в романе Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери", к архидиакону Клоду Фроло - трагическому герою пришел к королю Людовику и начал у него выпытывать про алхимию и увидел у него на столе одну из первых печатных книг. Клод Фроло сказал, что, к сожалению, вот этому квадратному предмету, состоящему из листов бумаги, где напечатаны типографской краской всякие тексты, суждено завоевать мир и это очень грустно. Он сказал эпохальную фразу - это убьет то. "Это" - он имел в виду книгу, а под словом "то" он имел в виду архитектуру, готический собор, то есть, что он хотел сказать, что та информация, как сейчас говорят, ни к чему ни приводит, кроме накопления совершенно ненужной эрудиции. Другое дело, мы говорили о созерцании, когда такой человек как Клод Фроло или кто-то, изучающий герметику, смотрит на собор, он находит все, что ему надо - он читает все, что ему надо в этих орнаментах, этих символах.

Он понимает, как и зачем живет этот собор и для чего он есть дороже любой книги или даже десятка книг на эту тему. Когда мы смотрим на собор, мы учимся созерцанию. Когда мы видим в "Соборе Парижской Богоматери" епископа с завязанными глазами, указующего пальцем на какой-то угол в помещении, мы поневоле начинаем задумываться, но задумываться не так, как люди практические. А куда он указывает? По преданию, место куда он указывает, если там поднять какую то плиту в помещении, там зарыт философский камень. Это для людей современного коммерческого духа самое главное и тогда этот человек никогда не будет алхимиком. Нет - мы смотрим куда он указывает, каким пальцем и какую географическую ориентацию несет направление его пальца. Мы смотрим, искажены ли черты лица под его повязкой или они очень спокойны. Словом - мы смотрим на массу деталей. Этих статуй много. И мы можем это долго изучать, не беря никакой книги.

Изучение книг это вещь очень опасная но, поскольку сейчас очень мало людей, которые могли бы быть нашими учителями в этих предметах, нам приходится обращаться к книгам. И далее начинается культура чтения книг. То есть по алхимиии, если мы берем алхимию, написано тысячи книг и большинство из них ни к четру не годятся. Большинство из них написаны таким темным языком, что их можно читать год или два и все равно ничего понять нельзя. Поэтому, при первом столкновении с такого рода книгами, мы сразу понимаем, что надо понять язык, на котором они написаны. Язык, не в смысле латыни, а язык символов, о которых идет речь.Меньше всего думать о цели. В алхимии - это смерть. Что я достигну каких-то успехов, научусь трансформировать металл или трансмутировать металлы и так далее... Как раз это меньше всего должно приходить в голову, когда мы входим в такой предмет, как алхимия или герметика, мы начинаем понимать, что жизнь коротка - искусство вечно. В том смысле, что мы входим в какое-то странное знание, которому нет конца и которое можно изучать всю жизнь.

РА - Так красиво говорите!

- Да ладно...

Окончание в следующей записи...

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo grzegorz january 1, 2016 21:38 2
Buy for 50 tokens
место для пиара и все такое :)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment