1 Проблема с образованием ни разу не в языке.
Главная проблема что образование фрагментарное и застыло в прошлом тысячелетии.
С совковых времен физика и химия оторваны друг от друга, история и обществоведение не связаны между собой, истории нет вообще. Критическому мышлению и дискуссиям не учат вообще.
Вот читаешь Руслану Радчук https://www.facebook.com/ruslana.radchuk и просто завидуешь немецким детям.
- Вот как учат дискуссиям и предмету одновременно https://www.facebook.com/ruslana.radchuk/posts/10155619547727438
- Старшая школа? https://www.facebook.com/ruslana.radchuk/posts/10155571891292438 - у детей нет усталених (фиксированных?) классов. Все как во взрослой жизни.
- История? Нате https://www.facebook.com/ruslana.radchuk/posts/10155571645117438: прочитать на языке оригинала, пересказать своими словами содержание, описать исторический контекст, пояснить языковые приемы и завершить рассказом "что я думаю".
- С учителями что? Они пишут рассово немецкий вариант ЗНО https://www.facebook.com/ruslana.radchuk/posts/10155571467092438
Завидуешь и американским.
Зашли с друзьями в https://www.lifeandscience.org - там реально куча детей, школами ходят. Дети клацают на мобилки все что есть, потому что учитель, как я понял, от каждого потребует рассказать о чем-то.
Ребенок может волонтерить или играть за спорт команду и это серьезные плюсы для него.
Мораль: переходить к интегрированному образованию, уйти от этой фрагментарности знаний, внедрять умение думать и дискутировать.
* * *
2 Да, если кого муляет "язык".
2.1. Про срочное и неважное
Прежде всего, чихать на Венгрию. Просто потому что у них нет украинских школ. Потому и чихать, даже насрать.
И интеграция в ЕС нам пока не грозит в ближайшее время, потому что надо навести порядок в Украине, в том числе и в образовании и в вопросе т.н. нацменьшинств.
Уступка Венгрии? С чего бы? Как я вчера писал - только "баш на баш", двусторонний договор.
Вы вводите в законе украинское образование а мы - венгерское, в смысле программы наши, язык ваш (и обязательно наш). Плюс вы сами дополняете культурой.
Нет у вас украинского - не будет преференций для вашего.
"""
The official language of instruction is Hungarian, but a number of ethnic and national minorities (e.g. German, Romanian, Slovene, Serb and Croatian) have minority educational institutions with their own languages as first or second language of instruction at primary and secondary level of teaching. According to the 2003 survey, the rate of Romani children in the population entering school education in 2008-2009 is expected to be around 15%.[4]
"""
Такое должно быть с любой страной, на любом языке! Конечно, если эта страна не является агрессором по отношению к Украине.
2.2 Про важное
Мы сами должны слышать всех украинских граждан. На их языке. А они должны понимать ответы государства на государственном.
Нет сферических венгров в вакууме, но есть украинские венгры/поляки/татары/румыны. И подход должен быть не росиянский (перемолоть и сделать манкуртов) а цивилизованный.
Объединяют ценности, видение.
Да пусть хоть на суахили учат физику и историю Украины. Главное, чтоб они могли понять смысл общественного договора в Украине.
Что из этого следует? А то, что больше языков давать надо, больше украинского и местного. В принципе про это же пишет
То есть:
- надо просто дать родителям право выбирать язык обучения
- и да, обязательно изучать государственный язык
- конечно, как в большинстве стран, аналоги ЗНО проводить исключительно на гос языке
То есть люди
- должны получать знания на удобном их языке
- должны иметь возможность общаться в стране
- и должны "видеть себя" в Украине
3 И про двуязычие вообще
Двуязычие это не то, что я должен говорить с чинушей на его языке. Это значит, что локальный говермент (и паблик администрация и siloviki) + всякие комунальщики и врачи _должны_ говорить на украинском и локальном языках.
Это же решает пункт 2.1 в принципе. У вас скрепы и для вас принципиально обучение ребенка без украинского? Под вашу ответственность.
Но пункт 1 - важнее. Язык - не проблема.
ЗЫ Для пани
Journal information