Grzegorz (grzegorz) wrote,
Grzegorz
grzegorz

10 НЕИЗВЕСТНЫХ ИПОСТАСЕЙ АЛЕКСАНДРА ДОВЖЕНКО

Тот, кто любил Украину
10 сентября исполняется 123 года со дня рождения величайшего украинского режиссера и писателя Александра Довженко (1894–1956), известного фильмами "Звенигора" (1927), "Арсенал" (1929), "Земля" (1930), а также нереализованными сценариями, которые превратились в полноценные литературные произведения – "Украина в огне" (1943) и "Зачарованная Десна" (1965). Трагическая судьба Довженко – достаточно сказать лишь, что ему запрещали жить в Украине, которую он любил всем сердцем – служит примером того, как в СССР относились к талантливым украинцам. Александр Петрович большую часть жизни был несчастным и умер в нищете.


Автопортрет "Сашко" (слева) и дом, где родился Довженко (справа)

Семья, в которой родился Александр Довженко, – ярчайшая иллюстрация бедственного положения украинского села конца 19-го – начала 20 века. Грамотным был лишь дед Сашка, отец, мать, бабушка и прабабушка – нет. "Отец никогда не простил деду своей темноты", – писал Довженко в своей "Автобиографии". Там же упоминает, что, какой бы эпизод детства и вспомнил, в воображении появляются только "плач и похороны". Из 14-и детей в семье выжили только он и сестра Полина. Четверо братьев – Иван, Сергей, Лаврентий, Василий – от какой-то болезни умерли в один день. И это при том, что семья была не самой бедной, – просто жизнь в селе была очень тяжелой.


Довженко с отцом (слева). Мать, сестра и отец Довженко (справа)


В биографии Александра Петровича много неясностей, но самый загадочный период – с конца 1917-го года до 1923-го, когда он вернулся в Харьков из-за границы. То ли состоял он в КПУ, то ли избегал – непонятно, тем более, что после того, как большевики окончательно захватили власть, нужно было усиленно доказывать первое – чтобы выжить. Как бы там ни было, летом 1921-го года Довженко вдруг начал дипломатическую карьеру и отправился работать в Варшаву, а в начале 1922-го года – в Берлин, секретарем консульского отдела Торгового представительства УССР. "Про заграницу я мечтал только в детстве, потому командировка меня напугала, – вспоминал он. – Канцелярская работа была такой неприятной и нудной, что я не выходил из посольства неделями".


ФИЛЬМЫ ДОВЖЕНКО
Фильмы Александра Довженко и сейчас выглядят актуально – не поленитесь, посмотрите хотя бы один:

Сумка дипкурьера (1927)
Режиссер: Александр Довженко. Сценаристы: Александр Довженко, Моисей Зац, Борис Щаранский, Юрий Яновский. Оператор: Николай Козловский.

Звенигора (1927)
Другое название: Заколдованное место. Режиссеры: Александр Довженко, Юлия Солнцева (Пересветова).


Земля (1930)
Режиссер и автор сценария: Александр Довженко. Последний фильм украинской трилогии Довженко, одна из общепризнанных вершин советского немого кино.


Арсенал (1928)

https://www.youtube.com/watch?v=r3UdAeDjiIc
Режиссер и автор сценария: Александр Довженко. Оператор: Даниил Демуцкий. В главных ролях: Семен Свашенко. Фильм также имел название "Январское восстание в Киеве в 1918 году".
"Арсенал" считают одним из виднейших фильмов украинского кино. Эта картина одна из самых богатых на кинематографические находки: провокации зрителя, психологические паузы, работа с непрофессиональными актерами.
В трактовке событий фильм вызвал споры. Одни считали его уступкой власти, которая не прекращала обвинять Довженко в национализме, особенно после выхода фильма "Звенигора". Другие считали картину косвенным упреком националистам в том, что они потеряли Украину, ведь сам Довженко был участником боев на "Арсенале" как рядовой армии Украинской народной республики.

Иван (1932)
Режиссер и сценарист: Александр Довженко. Операторы: Даниил Демуцкий, Юрий Екельчик, Михаил Глидер.
Аэроград (1935)
Режиссеры: Александр Довженко, Юлия Солнцева (Пересветова). Сценарист: Александр Довженко.
Операторы: Михаил Гиндин, Эдуард Тиссэ.
Битва за нашу советскую Украину (1943)
Режиссеры: Александр Довженко, Юлия Солнцева. Автор сценария: Александр Довженко. Операторы: Владимир Фроленко, Юлий Кун и еще 20 человек.


ХУДОЖНИК

Политические шаржи Довженко (слева) и дружеский шарж на писателя Остапа Вишню (Вишня в представлении читателей и Вишня в действительности).

Творческую карьеру Александр Петрович начинал как художник, причем – художник-карикатурист. Еще из Берлина он присылал свои рисунки в юмористическо-сатирический журнал украинских коммунистов в США "Молот". Затем, после возвращения в Харьков, в 1923–1926-м годах массово рисовал политические карикатуры для местной прессы. Они были пропагандистско-тенденциозными и "всплыли" уже после смерти режиссера. Также он создал немало шаржей на своих современников.



В 1930-м году Александр Петрович поехал представлять фильм "Земля" в Европу и, оказывается, мечтал прорваться в Голливуд. Вот что он писал в письме Сергею Эйзенштейну: "Можете вы вместе с товарищами, или с Чаплиным, или еще с кем-нибудь выписать меня – страшно подумать – в Голливуд хотя бы на один месяц, прислав мне визу. Я не знаю языка, но я все увижу, Сергей Михайлович. Мне очень хотелось бы предложить Чаплину один мой сценарий. Если бы он ему и не подошел, он мог бы найти в нем для себя несколько интересных вещей. У нас в это время ставить его нельзя". Есть свидетельства, что Чарли Чаплин (125 лет с рождения которого, кстати, исполнилось в этом году) высоко ценил творчество украинского режиссера и в одной из своих речей сказал, что "славянство пока что дало миру кинематографии одного творца – мыслителя и поэта, Александра Довженко".

Довженко и съемочная группа за работой над фильмом "Земля"

С самого детства главным источником вдохновения для Довженко была природа. В начале 1930-х его очень раздражал пустырь на территории Киевской киностудии (ныне – киностудия имени А.П.Довженко), и он вместе с двумя рабочими и садовником высадил фруктовые и декоративные деревья. Но там еще был склад угля – Довженко говорил, что хоть сто лет будет работать, не привыкнет к его виду. Достал берез, тамарисков и высадил в воскресенье все это. На следующий день наблюдает из окна монтажной комнаты: идут два режиссера как раз по направлению к угольной яме. Александр Петрович прямо загорелся от нетерпения: думает, сейчас они остановятся, удивленные; начнут рассуждать, кто же такую красоту сделал. Но ничего подобного не случилось. Они не обратили внимания ни на яму, ни на березы. Довженко идет к ним, чтобы выяснить, в чем дело; спрашивает, ничего ли они не замечают. Режиссеры говорят – нет. Довженко говорит, что посадил деревья. Режиссеры начинают оправдываться – мол, заняты, не заметили. А он им: "Выражаю сожаление, так как не выйдет из вас режиссеров. Вам не хватает видения мира". Свои работы Александр Довженко любил сравнивать с деревьями: "Мои картины похожи на яблони: хорошо потрусил – набрал 500 яблок, плохо – упало штук 10".


У режиссера было две жены. Первая – Варвара Крылова, с которой он познакомился в 1914-м году, когда они вместе готовили вечер, посвященный Тарасу Шевченку. Она была на шесть лет его младше; в 1917-м пара связала себя узами гражданского брака. Но в 1917-м году Варвару соблазнил белогвардейский офицер, с которым она даже поехала за границу, где заболела туберкулезом костей. Любовник бросил ее, Варвара вернулась в Украину; все еще любящий ее Довженко в 1923-м году взял ее в жены. Но, начав снимать свои первые фильмы, увлекся молодой актрисой Юлией Солнцевой, и Варвара сама решила уйти из жизни Александра Петровича (в 1926-м году), чтобы не быть обузой. Жизнь она прожила одноногой калекой.


Первая жена – Варвара Крылова-Довженко (слева). Вторая любовь и супруга Довженко – Юлия Солнцева (в центре и справа)

С Солнцевой, известной ролями в фильмах "Аэлита" и "Папиросница из Моссельпрома", Довженко познакомился в Одессе. Вскоре Юлия бросила актерскую карьеру и начала специализироваться на режиссерском мастерстве. Она была ассистенткой во многих работах Довженко; до сих пор не развеян миф о том, что Солнцева была приставлена шпионить за талантливым украинцем. Также вызывает споры и то, как она обошлась со сценариями мужа: став их наследницей, она на собственный вкус сняла фильмы "Поэма про море" (1958), "Повесть пламенных лет" (1960), "Зачарованная Десна" (1964).


Александр Довженко с Юлией Солнцевой


Множество сценариев Александра Петровича так и остались нереализованными. Например, он мечтал снять фильм о Тарасе Бульбе и даже приступил к работе – помешала Вторая мировая война. То, что записывал в дневники Довженко, не могло быть известно авторам книг и фильмов, созданных на подобные сюжеты позже. Так, Григорий Чухрай снял в 1961-м году фильм "Чистое небо" о советском летчике, попавшем в немецкий плен, – подобный сюжет за много лет до того описан у Довженко. Еще один сюжет – о начальнике лагеря уничтожения, убившем два миллиона человека, и захотевшим поговорить с 2000001 жертвой, русским солдатом, – стал одним из эпизодов повести Михаила Шолохова "Судьба человека". Сюжет о шведах, живущих в Украине чуть ли не со времен Полтавской битвы и решивших вернуться на родину после Второй мировой войны, поживших в Швеции и вернувшихся в Украину, был реализован в документальном фильме.


Довженко на Западной Украине в 1939-м году

Невероятная самокритика – неотъемлемая черта характера Александра Довженко. "Картина всегда и неизбежно была хуже, чем я представлял ее и создавал, – писал режиссер. – И это было одним из несчастий моей жизни. Я был мучеником результатов своего творчества. Я ни разу не испытывал наслаждения, даже спокойствия, рассматривая результаты своего безмерно тяжелого и сложного труда. И чем дальше, тем все больше убеждаюсь я, что двадцать лет лучших в своей жизни истратил я напрасно". "Искусство, в котором нет красоты, – плохое искусство", – также считал Александр Петрович. Студентам ВГИКа он рассказывал, что без таланта хороший фильм не сделаешь, но что в кино, однако, "у ловкого режиссера столько "заменителей таланта" – сценарист, оператор, актеры и т.п., – что иногда проходят долгие годы, пока его беспомощность становится очевидной". Довженко любил повторять шутку: талант как деньги – либо он есть, либо нет, и тогда уж ничего не поделаешь. Во время обсуждений фильма "Земля" режиссер сделал вывод о зависимости оценок от возможностей критика: "Когда приходит критиковать мою работу человек здоровый, он говорит – "хорошая", а если говорит человек "плохо" – смотришь, больной. Так по наружности и судишь – или печенка не в порядке, или желудок, или кровь замедлена, но что-то не в порядке. Я считаю себя человеком здоровым и хотел сделать здоровую фильму для здоровых людей".


Последнее прижизненное фото Александра Довженко

Живя большую часть сознательной жизни в Москве, Александр Довженко неимоверно тосковал по Украине. "Я умру в Москве, так и не увидев Украины, – писал он в дневнике в 1945-м году. – Перед смертью попрошу Сталина, чтобы перед тем, как сжечь меня в крематории, из груди моей вынули сердце и закопали его в родную землю в Киеве где-то над Днепром на горе". В 1950-х художнику удалось побывать в Украине – но только в Каховке, и в конце концов именно тоска по родине и добила его. Незадолго до смерти в 1956-м году он написал в президиум Совета писателей Украины: "Уже не нужно ничего – ни киностудии, ни работы, помогите только переехать в Украину. Большая квартира мне не нужна. Только нужно, чтобы с одного хотя бы окна можно было смотреть вдаль. Чтобы был виден Днепр, и Десна где-то под горизонтом, и родные черниговские земли, что так настойчиво начали являться мне во сне". Ответа не было. Похоронили Довженко на Ново-Девичьем кладбище в Москве.
Во время съемок "Щорса" Александр Петрович стоял в пшенице и, набрав полные легкие воздуха, свистел. Это было удивительно еще и потому, что режиссер ненавидел свист. Через несколько минут Довженко раскрыл тайну: "Вот вы не верите, а я точно знаю, что стоит так посвистеть, и появится ветер. Чувствуете – он уже появился. Скоро будем снимать".

http://gordonua.com/specprojects/dovzhenko.html
Tags: видатні українці
Subscribe
promo grzegorz 一月 1, 2016 21:38 2
Buy for 50 tokens
место для пиара и все такое :)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments