grzegorz_b (grzegorz) wrote,
grzegorz_b
grzegorz

Categories:

Липецкая немецкая авиашкола

В сентябре 1939 года началась Вторая Мировая война. ...Где-то раз в неделю я постараюсь публиковать несколько заметок по теме.
А начну наверное с самого начала - о том как СССР помогал Германии ковать мечи.

В соответствии с Версальским договором, вооружённые силы Германии должны были быть ограничены 100-тысячной сухопутной армией; обязательная военная служба отменялась; Германии запрещалось иметь многие современные виды вооружения — боевую авиацию, бронетехнику (за исключением небольшого количества устаревших машин — бронированных автомобилей для нужд полиции). Уже в 1920 году на заседании Политбюро одобрили идею создания на территории СССР немецких учебных военных курсов. Причин было несколько - это и желание получить доступ к немецкой промышленности и обмен военными технологиями и понимание того, что рано или поздно Германия попробует взять реванш, а мировой пожар советам был просто необходим. При этом, в целях конспирации подготовку немецких военных специалистов решили организовать не в Москве, а в небольших провинциальных городах на россии а военных маскировать как отпускников (да-да, нынешние отпускники - изобретение столетней давности). 16 апреля 1922 года был заключен Раппальский договор и на основании оного уже 11 августа 1922 г., между Рейхсвером и Красной Армией было заключено секретное соглашение о сотрудничестве. Для взаимодействия с руководством Красной Армии в конце 1923 г. при немецкой «Особой группе R» было организовано ее отделение в Москве - Особая группа «Москва» (Sondergruppe Moskau) или, как его еще называли, «Московский центр» (Zentrale Moskau). Руководил им Герман фон дер Лит-Томсен, в прошлом начальник штаба ВВС Германии. В 1924 г. в СССР выехала первая группа немецких военных авиационных специалистов - М. Фибиг (в годы второй мировой войны ставший генералом люфтваффе), К. Лите, Г. Иоганненсон, Р. Хазенор и И. Шредер. Позднее к ним присоединились еще несколько человек. Некоторое время они работали по контракту консультантами в Управлении ВВС РККА и Военно-воздушной академии в Москве, затем часть группы вошла в штат немецкой авиашколы в СССР. В качестве места для организации центра подготовки немецких военных летчиков советское правительство выделило аэродром на северо-западной окраине Липецка, на котором базировалось подразделение ВВС РККА. Причиной выбора был факт, что еще в 1916 году там появились первые мастерские по сбору французских самолётов типа «Люран».

Создание центры началось со строительства складов, ангаров, жилых зданий для немецкого персонала, нескольких производственных помещений и деже телефонной станции. На обустройство Рейхсвер выделил немалые деньги - в переводе на советскую валюту более двух миллионов рублей.
Немецкое авиационное подразделение в советских документах фигурировало под названием «4-й авиационный отряд 38-й (позднее-40-й) авиаэскадрильи ВВС РККА», а немецкий персонал был зашифрован словом «друзья». Охраной занималось НКВД, технический персонал набирался из местных.

Подготовка летчиков началась 15 июля 1925 г. Курс обучения летчика-истребителя был рассчитан на четыре недели интенсивных полетов, численность одной учебной группы составляла 6-7 человек. Летчики-инструкторы подбирались из числа наиболее опытных немецких пилотов времен первой мировой войны. В качестве обучаемых сначала были летчики, проходившие переподготовку, затем стали поступать новобранцы. После окончания школы им присваивалось соответствующее воинское звание, без указания принадлежности к авиации.



Весной 1926 г. на совещании руководителей советских и германских ВВС подводили итоги первого года работы авиашколы. Присутствовавший на совещании заведующий Авиационным отделом Рейхсвера старший лейтенант Вильберг заявил о планах расширения деятельности школы истребителей и создания учебного отряда разведывательных самолетов для обучения летчиков-наблюдателей и опытов по аэрофотосъемке. Все эти предложения были поддержаны советской стороной. «С нашей стороны Вы можете рассчитывать на самое полное содействие и поддержку. ...Все основано на идейном сотрудничестве», заявил на совещании один из руководителей ВВС РККА военный комиссар Рамуклевич.

К концу 1929 г. там имелось 43 самолета Фоккер D XIII, 2 Фоккер D VII, 6 Хейнкель HD 17,6 Альбатрос L 76, 6 Альбатрос L 78, 1 Хейнкель HD 21, 1 Юнкерс А 20, 1 Юнкерс F 13.13 В следующем году авиатехника пополнилась новыми образцами -одномоторными Хейнкель HD 40 и Юнкерс К 47, многомоторными Дорнье «Меркюр» и Рорбах «Ролланд».
К 1932 году в ее составе насчитывалось уже 303 человека, в том числе 43 немца, 26 советских военных летчиков и 234 советских рабочих, техников и служащих.

В липецких мастерских самолеты оборудовались приспособлениями для распыления в полете отравляющих веществ. Об экспериментах с ними заместитель председателя Реввоенсовета Уншлихт докладывал Сталину: “...Было произведено около 40 полетов, сопровождающихся выливанием жидкости с различных высот. Для опытов применялась жидкость, обладающая физическими свойствами, аналогичными иприту. Опыты доказали полную возможность широкого применения авиацией отравляющих веществ. По утверждению наших специалистов, на основании этих опытов можно считать установленным, что применение иприта авиацией против живых целей, для заражения местности и населенных пунктов технически вполне возможно и имеет большую ценность”.

Когда к власти в Германии пришел Гитлер, отношения между двумя странами резко ухудшились. Военные заказы для СССР были аннулированы. Все авиационные предприятия должны были работать теперь только на развитие германской военной мощи. Летом 1933 года авиационная школа в Липецке и другие немецкие военные объекты на территории Советского Союза начала закрываться.
18 августа 1933 года аэродром в Липецке был возвращен ВВС РККА. Несколько дней спустя в Москву, а затем маршрутом «Дерулюфта» в Германию вылетели базировавшиеся в Липецке самолеты Юнкерс W 33, К 47 и А 48 с немецкими летчиками и наиболее ценным оборудованием на борту. Последние представители Рейхсвера покинули Липецк 14 сентября.

А в начале 1935 года правительство Германии отказалось от выполнения статей Версальского договора, ограничивающих вооружение страны, и приняло решение о создании собственной военной авиации.


Итоги работы школы:
Итоговую картину относительно подготовки летного и технического состава для советских ВВС в Липецке составить сложно, хотя можно однозначно сказать, что научились у немцев в авиационном деле многому. Достаточно упомянуть, что советские летчики обучались на основе наставлений и инструкций, разработанных в Липецке. В декабре 1932 года Хельмут Фельми передал Меженинову около десятка наставлений по ведению боевых действий в воздухе. Что касается немцев, то всего в период с 1925 по 1933 год в Липецке прошли подготовку более 120 немецких боевых летчиков и около 100 летчиков-наблюдателей (всего порядка 270 человек), причем последний выпуск был осуществлен летом 1933 года. Кроме того, примерно 220-230 летчиков-истребителей и летчиков-наблюдателей было подготовлено в самой Германии на основе уникального опыта, приобретенного в авиационной школе Липецка. Таким образом, по свидетельству немецкого генерала Xанса Шпайделя, к 1933 году благодаря Липецку было подготовлено около 450 немецких летчиков различной квалификации. Некоторые из них стали настоящими асами и прославились в годы Второй мировой войны, действуя в том числе и на германо-советском фронте. Генералами люфтваффе стали прошедшие обучение в Липецкой школе Xанс Шпайдель, Курт Штудент, Ханс Ешоннек, Вильгельм Виммер, Эрих Кваде, Густав Кастнер-Кирдорф, Отто Деслох и другие. Бывший инспектор Липецкой школы Гуго Шперрле командовал 3-м Воздушным флотом, а в 1940 году получил звание генерал-фельдмаршала.


...Сейчас на территории аэродрома расположен Липецкий авиацентр - один из крупнейших на россии. "Витязи россии" базируются именно там.


ЗЫ Есть еще неплохой фильм по теме


По мотивам:
http://telegrafua.com/world/13277/print/
http://humus.livejournal.com/2214372.html




Продолжение будет...

Tags: #авиация, агрессоры wwii, совеццкий значит нацистский
Subscribe
promo grzegorz january 1, 2016 21:38 2
Buy for 50 tokens
место для пиара и все такое :)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →